Финансовый менеджмент
Меню
Главная

Мировой финансовый кризис

Первая волна мирового финансового кризиса

Корпоративные финансы

Глобальный финансовый кризис, Россия и проект Обама

Менеджмент

Банковский менеджмент
Рекомендуем прочитать
Реформа международной финансовой системы

Мировой финансовый кризис"Судьба Соединенных Штатов тесно взаимосвязана с остальным миром...

Выбор инвестора

Преимущества российских банков в том, что они...

Организация труда

Организация труда в рамках отдельного трудового коллектива - это система мероприятий...

Глава 1. Трансформация экономического развития в современных условиях и необходимость повышения производительности и мотивации труда.

Слово реформа (от лат. reformo) означает прогрессивное изменение каких-либо сторон жизни с целью упрочнения или спасения существующего строя. Например, реформы Петра I, Александра I, Сперанского, Витте, Столыпина. Примером реализации современных экономических реформ является Япония и Китай.

У реставраторов цель иная, чем у реформаторов: спешно создать состоятельную прослойку общества (так называемый средний класс), которая станет экономической и политической опорой дикого капитализма.

В России за семь лет объем валового внутреннего продукта (ВВП) сократился более чем в два раза, а инвестиции на три четверти. По официальным данным треть населения находится за чертой бедности. Но если учесть, что прежняя минимальная зарплата и пенсия по своей покупательской способности на 50 % превышает современную среднюю заработную плату, то за чертой бедности оказалось 37 млн. пенсионеров и более половины работающих с членами своих семей.

Разрыв между нищим и богатым слоем населения России увеличивается темпами, которых не знала мировая практика. Закон Парето, согласно которому при капитализме на долю 20 % богатых приходится 80 % всех доходов, в современной России уже превзойден. Анализируя ход реформ в России с января 1992 года, убеждаемся в очевидности тех предположений, которые высказывали специалисты ещё на этапе перестройки, когда переход к рынку поставил вопрос о механизме вхождения в него.

Лауреат Нобелевской премии В.Леонтьев в 1990 году отмечал, что "было бы неверно полагать внедрение в России свободно функционирующей экономики американского образца. Несомненно, это сделать невозможно, даже если очень захотеть. Идеальным результатом успешной перестройки могло быть создание в отдалённой перспективе смешанной системы европейского образца, в которой рыночный механизм основан на конкуренции, но действует под строгим контролем со стороны государства, а также со всеми системами государственных и социальных услуг, поглощающими значительную часть национального дохода[1] ". Он говорил и о сроках реформы, подчёркивая, что при самых благоприятных обстоятельствах начало роста производства следует ожидать не раньше, чем через 5-6, а возможно и 7 лет.

В Японии в период реформ велась целенаправленная государственная политика сдерживания-замораживания вкладов, введение твёрдых цен на основные продукты и товары, избирательное предоставление инвестиций, распределения ресурсов и фондов. Подъём начался только после 1956 года, но и тогда роль государства оставалась достаточно значительной. Лишь к 1975 году Япония пришла к модели свободного рынка.

Пятилетний этап реформирования в России даёт основания для анализа и оценки результатов. Отмечается, например, резкое (более чем в два раза) падение производства, снижение уровня жизни большей части населения, значительная дифференциация доходов.

Основными причинами падения производства, на наш взгляд, являются следующие. Во-первых, снижение общего уровня управления производством: с самого начала реформ было очевидно, что механизм саморегулирования не сработает, так как только начали формироваться новые отношения собственности, финансовая система, цены, не развита была ещё и конкуренция.

Отсутствие права вмешиваться в действия предприятий лишало органы государственного управления возможности контролировать рациональное использование находящейся в ведении предприятий собственности, осуществление технической и кадровой политики. Предоставление полной самостоятельности предприятиям в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" при отсутствии чётких нормативно-правовых основ их деятельности создавало почву для служебных злоупотреблений, нерационального использования мощностей и ресурсов. Формальные отношения между предприятиями и органами государственного управления сохранились. Однако ответственность за результаты деятельности ни та, ни другая сторона по закону уже не несли.

В целях стабилизации производства, очевидно, должны сохраняться элементы государственного контроля управления деятельности государственных предприятий и других организационно-правовых форм базовых отраслей производства.

Во-вторых, отсутствие чётко выраженной структурной политики. Мы имеем в виду формирование структуры предприятий, которые наиболее эффективно работают в условиях рыночной экономики. В развитых странах большая часть продукции производится в мощных корпорациях.

И в России следовало бы реализовать аналогичную идеологию, временно сохранить созданные за годы советской власти производственные комплексы. Фактически всё было наоборот, желание предприятий получить самостоятельность в хозяйственной деятельности вылилось в стремление их структурных единиц и подразделений иметь аналогичные права, тем более законодательно такие акции не только разрешались, но и инициировались.

Соотношение численности предприятий и численность их работников в период с 1970 по 1997 гг. представлены в табл. 1.1.

Число предприятий с 1990 по 1997 год увеличилось почти в 5 раз при сокращении численности рабочих на 17 %.

При реализации правительственных решений по развитию малого бизнеса в промышленности создано 127.2 тыс. малых предприятий с общей численностью 2.4 млн. чел. Средняя численность работающих на одном малом предприятии - 20 человек. А если предположить, что в общей структуре промышленных предприятий 1990 года сохранились основные (крупные) по сравнению с 1997 годом, то на оставшихся (до разукрупнения) предприятиях средняя численность составила 370 человек. Представляется, что создание малых предприятий в целом произошло за счёт разукрупнения (с 370 до 20 человек), хотя на самом деле всё было значительно сложнее.

Табл. 1.1.

Соотношение численности промышленных предприятий и промышленно-производственного персонала (ППП) за 1970 по 1997 гг.

Показатель

1970г.

1980г.

1990г.

1991г.

1993г.

1995г.

1997г.

Число предприятий, тыс.

28,5

25,4

26,9

28,0

104,1

146,8

138,0

в т. ч. малых

–­

91,4

109,6

127,2

Численность ППП, тыс.чел.

20206

22745

20998

20117

18804

17913

17440

в т. ч. на малых

2261

2318

2382

Наибольшее разукрупнение произошло в машиностроении и металлообработке - с 5252 предприятий в 1990 г. до 46558 в 1997 г., т.е. почте в 9 раз, при уменьшении численности рабочих с 7.5 до 5.42 млн. чел., т. е. почти на 25 %. Со значительным опозданием вышли нормативные документы по созданию холдингов и финансово-промышленных групп. До их выхода органы государственного управления не вели планомерной структурной политики : многие объединения, концерны можно было сохранить в виде холдингов, не лишая самостоятельности предприятия и оказывая им всемерную поддержку. Попытки создания холдинговых структур, предпринимаемые многими министерствами и ведомствами, так и не увенчались успехом или осуществились со значительной задержкой.

В-третьих, в разделе структурной политики, в рабочих программах Правительства РФ не были рельефно определены приоритеты в государственной поддержке предприятий отдельных отраслей и ведомств с позиции стабилизации производства. Выживание базовых отраслей и предприятий, кроме, может быть, топливно-энергетического комплекса, которые бы стали основой последующего развития народного хозяйства, так и не обеспечено.

Отмеченные три группы факторов имеют по сути стратегический и тактический характер. Сюда же можно отнести проблемы неплатежей, финансовой системы и бюджетного финансирования, инвестирования, каждая из которых является предметом отдельного анализа.

Можно говорить и об объективных факторах падения производства, вызванных неудовлетворительной структурой производства и переходом на новые экономические отношения.

В условиях общего падения производства в наибольшей степени страдают предприятия, выпускающие средства производства, ибо при дефиците денег резко сократилось обновление техники. То же самое можно сказать и о ремонтно-строительной сфере. Более того на большинстве предприятий оказались не загруженными ранее введённые мощности. По данным Госкомстата РФ, в 1990 г. коэффициенты обновления и выбытия основных фондов составили соответственно 6 и 1.8 %, в 1997 г. -1.3 % каждый. Степень износа основных фондов в 1997 году достигла 56.8 %. Использование производственных мощностей по выпуску отдельных видов продукции составило, например, по кузнечно-прессовому оборудованию 28 %, металлорежущим станкам 34 %, сборным железобетонным конструкциям и изделиям 51 %, цементу 62 %. Действительную потребность в тех или иных видах продукции и услуг можно выявить лишь механизм спроса, и предложения.

Экономика многих предприятий подрывалась в связи с наличием на их балансе мощной социальной инфраструктуры. На обслуживании жилья, например, используется до 25 % и более производственных затрат. Возрастают расходы на топливо и электроэнергию, сырьё, материалы, транспорт, услуги. Все это приводит к увеличению цен на продукцию и снижает возможность её реализации.

Снизилась производительность труда на предприятиях в связи с недостаточным обновлением техники и применением новых технологий, отсутствием оборотных средств, падением производственной и технологической дисциплины и разрушением сложившейся за многие годы системы обучения и повышения квалификации кадров.

Отрицательно сказываются и социальные факторы: большой разрыв в доходах и снижение их общего уровня, отсутствие у работников заинтересованности в повышении квалификации, отток молодых и наиболее эффективных кадров в коммерческие структуры.

Для стабилизации положения в отдельных отраслях, а там, где она уже достигнута - подъёма, предоставляется целесообразным ввести определённые коррективы в осуществляемые реформы. Особое внимание следует обратить на следующие моменты :

· на период реализации реформ восстановить управление государственными предприятиями со стороны министерств и координации деятельности ограниченного числа предприятий других организационно-правовых форм, законодательно закрепить возможность контроля за расходованием выделяемых государством средств. Это позволит повысить взаимную ответственность органов государственного управления и самих предприятий;

· сформировать единую структурную политику организационного построения предприятий преимущественно на корпоративной базе в сочетании с частным предпринимательством в сфере обслуживания. Поскольку корпоративную систему представляют акционерные общества, необходимо соблюдать предусмотренные законом основы их жизнедеятельности. Преимущество корпоративных систем реализуются главным образом через механизм объединения и реорганизации. Мелкие корпорации, как правило, нежизнеспособны, а масштаб деятельности корпоративных систем представляет гораздо больше возможностей для саморазвития за счёт привлечения акционерного капитала;

· исходя из сложившихся условий, определять приоритетные отрасли, виды деятельности, требующие государственной поддержки;

· создать необходимые условия для инвестирования технического перевооружения отраслей и видов производств, в которых достигнут прогресс по сравнению с зарубежными аналогами, причём инвестирование следует осуществлять адресное - конкретным предприятиям, по конкретным проектам, что уже пытается предпринимать Министерство экономики России. Необходимо всемерно способствовать конкуренции, ибо только через её механизм появляется высокое качество продукции и поддерживается уровень цен;

· выработать активную политику дифференциации и уровня доходов, стимулирования технического прогресса, подготовке кадров, привлечь к разработке и реализации указанных мер кроме территориальных органов управления отраслевые федеральные власти.

На уровне отдельно взятого предприятия должна быть разработана своя программа экономической стабилизации и стратегического развития. В основу программы прежде всего должны быть положены разработки, направленные на повышение эффективности производства и рост производительности труда. Это является залогом конкурентоспособности предприятия в условиях действия рыночных механизмов.

Наиболее распространённым показателем повышения эффективности является производительность труда - соотношение результата и затрат труда.

Главным стержнем в современных условиях является разработка и внедрение более рациональных методов труда в производственных процессах на каждом рабочем месте за счёт коренной перестройки в области организации и нормирования труда, определение технологической численности работников, исходя из фактического объёма работ, комплекса мер по сокращению потерь рабочего времени. Необходим новый подход к оценки труда работников при совмещении профессий и должностей, при неполной загрузке сменных работников.

Проблемы производительности труда, её уровня и управления динамикой как самостоятельной научной проблемы, имеющий собственный способ разрешения (механизм прямого, непосредственного воздействия на исследуемый объект), не существует. Задача повышения уровня производительности труда является более общей проблемы сбалансированного развития факторов производства, их рациональной взаимосвязи, выбора наиболее эффективной формы хозяйствования, обеспечивающих полное использование как технологического, так и трудового потенциала. Таким образом, речь идёт, по существу, о комплексной проблеме совершенствования организации общественного труда.

Основная проблема организации труда - недостаточная сбалансированность технической и кадровой политики, не обеспечивающей должного взаимного соответствия технического базиса и организации труда. Внедрение новой техники не даёт должной отдачи, если оно не сопровождается существенными изменениями в организации труда, во взаимосвязи работников друг с другом и со средствами труда.

Несомненно, организация труда может стать важнейшим средством реализации возможностей современного производства, обеспечения динамизма экономики и использование технического и трудового потенциала общества. Однако для этого требуется коренное изменение взгляда на организацию труда, причём как в теоретическом, так и в практическом плане.

Во-первых, организацию труда необходимо понимать не только как пассивно складывающийся итог общественного процесса, но в первую очередь как одну из его активнейших движущих сил.

Во-вторых, все основные направления осуществления мероприятий в области организации труда ( формы разделения и кооперации труда, нормативная база, методы повышения трудовой активности работников и их участие в управлении производством, принципы распределения результатов труда и методы его стимулирования, способы воспроизводства рабочей силы) должны органически сочетаться с работой по совершенствованию всего хозяйственного механизма, стать его естественной составной частью.

В-третьих, необходимо учитывать современные особенности взаимосвязи технического базиса производства и организации труда, преодолеть односторонний взгляд на совершенствование организации труда как на деятельность по исправлению легко видимых недостатков производства. Эффективность труда, темпы роста его производительности не могут быть высокими, если сам технический базис производства не создаёт условия для применение прогрессивных форм организации труда.

Увеличивающиеся возможности технологии, техники и материалов реализуются под воздействием организации труда, производства и управления и в сочетании с ними. Последние обеспечивают интеграцию и направленное функционирование всей совокупности производительных сил. Труд может быть эффективным только тогда, когда его организация осуществляется в комплексе с организацией производства и управления, но это условие не всегда соблюдается. Организация производства - это, по существу, обеспечение функционирования вещественных элементов труда, а организация управления - функционирования трудовых отношений. Это значит, что необходима комплексная организация трудовой деятельности применительно к рабочему месту, структурной единице и предприятию в целом, т. е. переход от узкого понимания организации труда к формированию системного подхода к решению научно-технических, производственных и социальных задач путём установления необходимого взаимодействия людей с вещественными элементами труда и трудовых отношений между участниками совместной или увязанной технологической цепочкой деятельности.

Проблема несоответствия организации труда и управления, например, в основном и вспомогательных производствах, является в настоящее время особенно острой. Ежегодно в промышленности более трети основных производственных фондов используется не полностью из-за недоделок и ошибок в проектах, а так же недостатков в организации труда и производства, необеспеченности квалифицированными кадрами и т. д. . На вновь вводимых объектах не всегда имеются тщательно проработанные проекты организации труда, производства и управления, тесно увязанные с технико-технологическими параметрами. По этой причине уровень организации труда и управления производством, а также численность работников на предприятиях, работающих в одинаковых условиях, выпускающих один и тот же вид продукции на одинаковом оборудовании, часто существенно различаются.

Активизация человеческого фактора и ускорение научно-технического прогресса - это взаимосвязанные проблемы сбалансированности и динамичного развития факторов производства. Способ соединения работников со средствами производства составляет основу организации общественного труда. Необходимо различать организацию общественного труда как способ определения, управления и поддержания наиболее рациональной взаимосвязи техники и людей и с точки зрения особенностей уровней развития средств производства, и рабочей силы, а также характера и масштабов распространения существующих форм хозяйствования (тип организации). Развитие этого типа определяет прогресс обобществления производства и характеризуется уровнем кооперации труда, степенью его концентрации, формами обмена деятельностью. Совершенствование организации общественного труда обеспечивает развитие техники и улучшение профессионального состава кадров, а также способа их взаимодействия.

Решая проблемы эффективности труда, нельзя не учитывать усиление роли социальных факторов или гуманизацию труда. Только в этом случае могут быть найдены оптимальные решения двух взаимосвязанных задач: обеспечит высокорезультативные производство и реализацию конкурентоспособных товаров и услуг и одновременно с этим - расширенное воспроизводство работников путём предоставления каждому человеку соответствующих социальных гарантий. Гуманизация труда предполагает признание приоритетного значения человека при определении содержания его труда, возможностей использования новых технологий, условий охраны окружающей среды, а также при разработке систем стимулирования труда и пр.

Адаптаций предприятий и их трудовых коллективов к рыночной системе хозяйствования означает существенное изменение организации внутри предприятия. Комплексное улучшение различных сторон его деятельности для достижения высоких результатов труда требует системного и планомерного подхода к совершенствованию техники, технологии, организация производства и труда, а также форм, методов управления и мотивации труда.

      Другое по теме

      9. Формирование и развитие венчурного инвестирования
      Формирование и развитие института венчурного предпринимательства и инфраструктуры финансирования для поддержки инновационных мероприятий на ранних этапах является сложным процессом, зависящим от многих благоприятных условий и ...