Судьба Соединенных Штатов тесно взаимосвязана с остальным миром. Международная финансовая система, развивавшаяся с 1980-х годов, основывалась на доминировании США и Вашингтонском соглашении. Система была далека от того, чтобы обеспечивать равные условия, она благоприятствовала Соединенным Штатам, порой в ущерб интересам стран, находившихся на периферии. США имеют право вето в международных финансовых учреждениях — Международном валютном фонде (МВФ) и Всемирном банке. Периферийные страны в отличие от Соединенных Штатов, для которых делается исключение, обязаны следовать правилам, продиктованным Вашингтонским соглашением. Подобное положение вещей привело периферийные страны к целой серии финансовых кризисов и заставило их следовать проциклической бюджетной политике. Оно позволило США поглотить сбережения всего остального мира и поддерживать постоянно возрастающий дефицит текущего платежного баланса. Это могло бы длиться бесконечно, так как готовность Соединенных Штатов поддерживать хронический дефицит текущего платежного баланса сопровождалась готовностью других стран поддерживать профицит текущего баланса. Подобная система завершилась крахом вследствие лопнувшего пузыря на рынке жилищного строительства, приведшего к формированию огромных долгов домохозяйств.
Нынешний финансовый кризис показал всю несправедливость системы, которая была создана в Соединенных Штатах и приносит вред прежде всего периферийным странам.
Ущерб, понесенный странами периферии, — это недавнее и новое явление, возникшее после банкротства Lehman Brothers, и его значение пока понятно не полностью. Страны, находящиеся в центре системы, успешно гарантировали банковские вклады, однако страны на периферии не могут предложить столь же убедительных гарантий. В результате капитал бежит из стран периферии, в которых становится все сложнее перекредитовать займы с истекающим сроком. Отсутствие финансирования торговли бьет по экспорту.
Теперь международные финансовые учреждения столкнулись с новой проблемой: они вынуждены защищать периферийные страны от бури, исходящей из центра, а именно из Соединенных Штатов. Будущее международных финансовых учреждений зависит от того, насколько хорошо они справятся с этой задачей. Если они не смогут оказать значительную помощь, то в их деятельности больше не будет смысла. Глобальные, многосторонние механизмы в настоящее время столкнулись с угрозой разрушения, вследствие чего финансовый кризис способен переродиться в беспорядок и депрессию по всему миру. Необходима помощь для того, чтобы:
защитить финансовые системы стран периферии, в том числе содействовать финансированию торговли;
обеспечить возможность для правительств стран периферии проводить антициклическую финансово-бюджетную политику.
В первом случае потребуются значительные резервы с возможностью быстрого доступа странам на короткие сроки. Во втором случае не обойтись без долгосрочного финансирования.
Когда стали очевидными неблагоприятные побочные последствия банкротства Lehman для стран периферии, МВФ представил новый механизм обеспечения краткосрочной ликвидностью (Short-term Loans, STL) стран, находящихся в нормальном финансовом состоянии. Этот механизм позволял проводить на срок до трех месяцев заимствования, в пять раз превышающие их обычную квоту. Однако недостаточность размеров STL не позволяет использовать их для решения большого количества задач, что крайне неприятно, когда помощь со стороны МВФ становится особенно важной. Даже если система сработает, то любая помощь, оказываемая странам верхнего эшелона, приведет к ухудшению ситуации в странах нижних уровней. Вопросы предоставления международной помощи странам периферии для организации антициклической политики пока даже не рассматриваются.
Дело в том, что у МВФ недостаточно денег для того, чтобы предложить сколь-нибудь значимую помощь. Фонд имеет в своем распоряжении 200 миллиардов долларов неизрасходованных средств, однако потенциальные потребности намного выше. Что же предпринять в этой ситуации? Самое простое решение — создать дополнительную денежную массу. Уже разработан механизм выпуска специальных прав заимствования (Special Drawing Rights, SDR). Все, что нужно сделать, — получить одобрение 85% стран — участниц МВФ. В прошлом США активно выступали против этой инициативы. Создание дополнительной денежной массы может стать правильным ответом на коллапс кредитной системы. Именно это США делают внутри страны. Почему бы не предпринять то же самое в масштабах всего мира?
SDR вряд ли могут быть применены для обеспечения краткосрочной ликвидности, однако окажут значительное содействие странам, находящимся на периферии, в организации антициклической политики. Богатые страны могут ссудить, а еще лучше — безвозмездно передать бедным странам свои лимиты на SDR. Плюс такой схемы состоит в том, что международные финансовые учреждения получат возможность сохранить контроль над ссуженными или безвозмездно переданными средствами, а также обеспечить их надлежащее расходование на программы сокращения уровня бедности, которые уже были подготовлены под эгидой Всемирного банка. Это сильно помогло бы беднейшим странам, принявшим на себя основной удар мировой рецессии.
|